Художественное отделение
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа “Живопись”ДПОП В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА “ЖИВОПИСЬ“
Уровень образования: предпрофессиональный.
Срок обучения:
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Форма обучения: очная.
Язык образования: русский.
Обучение осуществляется по следующим учебным предметам:
1 класс – рисунок, живопись, композиция станковая, беседы об искусстве, ДПИ, скульптура;
2-5 классы – рисунок, живопись, композиция станковая, история изобразительного искусства, ДПИ, скульптура, пленэр;
6 класс – рисунок, живопись, композиция станковая, история изобразительного искусства, пленэр.
Недельная аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 1 класс – 13,5 учебных часов, 2-3 класс – 13 учебных часов, 4-5 класс – 14 учебных часов, 6 класс – 11,5 учебных часов.
Каждый предмет дополнительного предпрофессионального образования имеет учебную программу. Содержание программ имеет четкую структуру образовательных компонентов, отражающих лучшие традиции академической школы художественного образования, а также требования к знаниям и умениям по годам обучения. По цели обучения – программы предпрофессиональные, по содержанию деятельности – комплексные, по организации учебного процесса – долговременные.
Для контроля результатов учебного процесса используются следующие формы – контрольные уроки, просмотры, экзамены.
В конце 5 (6) класса обучающиеся сдают выпускные экзамены по композиции станковой и истории изобразительного искусства. Выпускники, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства, заверенное печатью Школы. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.
ИЗУЧАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
РИСУНОК
На уроках рисунка учащиеся знакомятся с понятием трёхмерной формы и приёмами её изображения на плоскости, познают возможности и особенности тонального и живописного рисунка, изучают средства достижения иллюзии материальности предметов. Работая с натуры, дети учатся передавать пропорции предметов, использовать законы линейной и воздушной перспективы, законы светового контраста. Работы выполняются разнообразными материалами: карандашом, ретушью, углём, сангиной, пером и тушью.
ЖИВОПИСЬ
Важнейшей задачей преподавателя на уроках живописи является «постановка глаза» учащегося, то есть умения смотреть на натуру в целом, сопоставляя предметы по форме, цвету и тону; улавливать цветовые и тоновые отношения натуры. Учащиеся постепенно знакомятся с миром живописи, палитрой красок, основами цветоведения, постигают приёмы работы кистью, приобретают навыки работы акварелью и гуашью. Уроки живописи развивают умение видеть и оценивать красоту цветов и оттенков в природе. Основными заданиями являются учебные постановки натюрмортов. Кроме того, дети учатся писать цветы, чучела птиц и животных, этюды фигуры человека. Уделяется внимание и тональному разбору натуры в технике монохрома.
КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
В процессе работы над композицией формируется активная творческая личность. Здесь ребёнок учится нестандартно мыслить, искать наилучшее решение поставленной задачи. Учащийся пытается выразить своё понимание заданной темы. Фантазия и природные способности находят самые неожиданные воплощения в рисунках учащихся. Темы композиционных заданий нередко бывают продиктованы различными конкурсами — городскими, всероссийскими, международными. Такие работы особенно интересны учащимся.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Занятия декоративно-прикладным искусством вызывают желание творить чудеса своими руками. Знакомясь с народными традициями декоративно-прикладного искусства, дети учатся понимать красоту окружающего мира. На уроках учащиеся увлечённо занимаются батиком, аппликацией, росписью по дереву, делают кукол. Перед Новым годом дети придумывают и мастерят себе маски и шляпы. Лучшими прикладными работами украшаются интерьеры школы.
СКУЛЬПТУРА
Занятия скульптурой развивают умение чувствовать и передавать объём и пространство. Работая с глиной, учащиеся создают рельефы и круглую скульптуру. Лучшие работы обжигаются в муфельной печи. Большинство скульптурных работ экспонируются на различных выставках.
ПЛЕНЭР
Пленэр является неотъемлемой частью учебного процесса, завершающей учебный год. Ребята получают новые впечатления и собирают материал для будущих композиций. В процессе занятий обогащается внутренний мир учащихся, растёт интерес к истории культуры нашей Родины. На открытом воздухе закрепляются навыки работы с натуры, обостряется восприятие цветовых отношений, лучше понимается линейная и воздушная перспектива. Живописная природа, городская и загородная архитектура, животные в зоопарке становятся новыми интересными объектами для изображения.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства – целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства. Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его – как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.