коллекция 6

КОЛЛЕКЦИЯ РАБОТ

История росписи тканей насчитывает несколько тысяч лет. При изучении древних цивилизаций Шумера и Египта ученые обнаружили следы этого промысла. Да и повсюду, где только жил человек – в Африке и в Азии, – ткани раскрашивали во всевозможные цвета.

Но всем известным это прикладное искусство стало под названием «батик». Техника ручной росписи по ткани – батик – получила активное развитие в Индонезии, на острове Ява. Слово «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска». Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань – шёлк, хлопок, шерсть, синтетику – наносится красящее вещество с использованием воска или бензина, чтобы предотвратить ее растекание и обозначить границы рисунка.

История развития батика берет свое начало в XIII-XIV веке. После того как мастера батика изобрели в XVII веке инструмент для работы с расплавленным воском – чан-тинг – батик получил широкое распространение. К тому же в то время Индонезия становится колонией могущественной Голландии, что немало поспособствовало распространению яванского батика по всему миру.

Различают разнообразные способы выполнения росписи техникой батик:

  • Горячий батик представляет собой нанесение горячего воска на места, которые не должны быть затронуты краской, после нанесения росписи воск удаляют.
  • Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. Техника холодный батик предполагает использование специального материала в качестве резервирующего вещества (ограничителя), не требующего нагревания (поэтому и холодный). Подобная техника требует кропотливой работы, наносится одним слоем, в сравнении с горячим батиком. Холодный батик позволяет получить рисунок, напоминающий изображение, сделанное мокрой акварелью. Родиной холодного батика считается Россия, потому что именно здесь изобрели состав, не требующий нагревания.
  • Свободная роспись по ткани представляет собой нанесение уникальных узоров без применения резервирующего вещества. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
  • Техника «Бандан» или узелковая техника, когда на ткани в определенных местах завязывали узлы, после чего она опускалась в красящий раствор. Вещи, выполненные в этой технике, были очень популярны во времена хиппи.
  • Техника «Сибори» — так называемый складной батик. Строго говоря, сибори, как и все разновидности тай-дай, к батику не относится. Это другой вариант резервирующего окрашивания. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Каждый тип росписи развивался, претерпевал изменения. Техника нанесения совершенствуется и по сей день.

Top
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться